Советы для наймодателей

Основная цель сдачи жилья в наем — прибыль. Но бывают ситуации, когда собственники не только не получают от арендаторов денег, но и того хуже — терпят огромные убытки. А все потому, что, сдавая в аренду квадратные метры, хозяева не придерживаются элементарных правил «техники безопасности».

Конфликты между наймодателем и нанимателем могут быть самыми разными — все причины перечислить невозможно. Мы рассмотрим лишь самые распространенные неприятные сюрпризы арендаторов и расскажем, как их избежать. Но лучше всего, конечно же, перед тем как впускать в свой дом чужих людей, посоветоваться со специалистом.


Обнаружить испорченное имущество

Наймодатель должен помнить, что в процессе эксплуатации квартиры временными жильцами предметы интерьера изнашиваются и теряют былой товарный вид. Но совсем другое дело, когда спустя пару месяцев хозяин обнаруживает, что по его жилищу словно. Мамай прошел: новенький шкаф лишился стеклянной дверцы, свежепоклеенные обои «украшены» огромными жирными пятнами, шторы изодраны, сливной бачок разбит, у дивана сломаны ножки и т. д.

Чтобы не оказаться в подобной ситуации, при заключении договора найма арендатору необходимо составить опись имущества, в которой указать год выпуска изделия, наличие дефектов, износ и т. д. Также подписываются два акта сдачи-приемки: первый заполняется при вселении жильцов, второй – при их выезде. Если на момент выселения квартирантов состояние предметов обстановки не соответствуют их описи в акте, собственник имеет веский повод обратиться в суд. В целях компенсации возможного ущерба арендодатель также может потребовать, чтобы арендатор при вселении внес залог.

Вообще, хозяину квартиры не стоит расслабляться. Жильцы бывают разные, и никогда не знаешь, чего от них ожидать. Да, элемент доверия между обеими сторонами должен быть, но, как говорится, доверяй, но проверяй. А посему наймодатель должен, согласно договору, проверять состояние жилья хотя бы раз в месяц, заранее предупреждая об этом нанимателя. В случае если у собственника нет возможности следить за квартирой (например, он уезжает на длительный срок за границу), он может составить с агентством недвижимости договор доверительного управления. И риэлтерская фирма возьмет все хлопоты на себя.


Застать неизвестных людей

Бывает, что собственник, посетив сдаваемую квартиру после долгого отсутствия, обнаруживает в ней совершенно посторонних людей. Оказывается, предприимчивые наниматели сдали недвижимость в субаренду на несколько месяцев вперед. Если в договоре аренды не прописана возможность сдачи жилья в субнаем, собственник имеет законное право попросить новых жильцов освободить помещение. И на прощание посоветовать обращаться с претензиями к тем, кто им сдал квартиру.

Не исключены сюрпризы и иного рода, когда, кроме двух человек, фигурирующих в договоре, хозяин обнаруживает в квартире несколько семей, а то и целую бригаду гастарбайтеров. Программа действий здесь та же — попросить «гостей» освободить помещение. Если в договоре прописано число сьемщиков, то именно столько человек и должны жить в квартире.


Остаться в убытке

Пожалуй, самый излюбленный «сувенир» нанимателя — это неоплаченная квитанция за междугородные, а иногда и международные телефонные переговоры. Риэлтеры знают немало случаев, когда хозяевам приходилось оплачивать многотысячные счета своих не слишком щепетильных квартирантов (которые съехали, не оставив своего нового адреса). Предотвратить убытки можно: наймодателю необходимо периодически звонить на телефонную станцию и интересоваться набежавшими суммами. А можно сделать еще проще — отключить «восьмерку».

Нередко среди квартирантов попадаются хорошие психологи, которые давят на жалость хозяина и слезно просят подождать с оплатой. То срочно нужно купить дорогие лекарства внезапно заболевшей бабушке, то в метро украли кошелек со всей зарплатой, то на работе затяжной финансовый кризис… И однажды арендаторы съедут, так ничего и не заплатив. Чтобы не остаться на бобах, хозяин жилья должен предварительно потребовать служебный и мобильный телефоны квартиросъемщика, а также гарантийное письмо с места его работы. Последний документ дает гарантию — если арендатор и скроется, за него будет отвечать его работодатель. Но лучше всего сразу пресекать жалобы на «тяжелый период жизни» и, не долго думая, выселять «невезучих» жильцов.

И, наконец, самая драматическая ситуация — пожар или потоп по вине арендатора. В договор аренды необходимо внести пункт о том, что квартирант должен возместить ущерб, причиненный имуществу хозяина, и, если пострадали окружающие квартиры, — имуществу соседей. Однако у нанимателя может просто не оказаться такой суммы. Кроме того, вину арендатора не так-то просто доказать в суде. Чтобы не допустить огромных убытков, собственнику перед сдачей жилья не лишним будет застраховать свое имущество.

Предусмотреть все негативные моменты, которыми может обернуться сдача жилья в наем, нельзя — жизнь, как известно, очень непредсказуема. Для подстраховки лучше всего искать квартирантов с помощью профессионалов.

Источник: «Квартирный вопрос – все о недвижимости»